Программа

Положения экономической программы Олега Денисенко (2015 г.)

  1.    Преодолеем однобокую структуру экономики региона.

Экономика области должна быть устойчивой, чтобы развиваться в любых условиях. Сейчас упор сделан на нефтехимию и нефтепереработку. Это однобокое и несбалансированное развитие. В условиях, когда быстро меняется жизнь, может повториться ситуация перерегистрации одного предприятия, что поставит под угрозу бюджет всей области (пример «Сибнефти» известен всем). Для сбалансированного развития региона надо развивать машиностроение, которое еще не до конца разрушено.

Не стоит забывать легкую и пищевую промышленность, которые всегда была визитной карточкой Омской области. Для этого у нас есть и базовые предприятия, и сельскохозяйственные ресурсы, и образовательные учреждения. Но без четкой, понятной программы они не всегда выдерживают конкуренцию с федеральными и сетевыми структурами.

Что это дает населению Омского региона:

В результате реализации программы развития машиностроения Омской области будет создано более 10 тысяч новых рабочих мест с новым современным оборудованием. Это будут высокопроизводительные рабочие места, поэтому зарплата в машиностроении повысится на 45%. Чтобы обеспечить себя кадрами, эти предприятия создадут вокруг себя социальную инфраструктуру (жилье для сотрудников, детские сады, учебные центры, транспортное обслуживание и др.). Задача региона – поддерживать такие проекты и привлекать инвесторов. Тогда работники машиностроения смогут жить не на окраинах с плохими условиями жизни, а в лучших микрорайонах города.

Развитие легкой и пищевой промышленности позволит обеспечить продовольственную независимость области, насытит рынок экологически чистой, а при снятии бюрократических и полукриминальных барьеров, еще и дешевой продукцией.


  1.    Омск – центр свободной экономической зоны оборонного машиностроения.

Омск должен стать столицей свободной экономической зоны (СЭЗ) «Центра оборонного машиностроения». Решение о создании СЭЗ инициировал, в том числе и я, Денисенко Олег Иванович, оно поддержано Президентом России В.В.Путиным. К сожалению, нынешняя власть очень неповоротливо и неторопливо работает в этом направлении. Мы рискуем упустить возможность развития СЭЗ на территории Омской области — нас могут обогнать конкурентные регионы. Такого сценария нельзя допустить. Ведь это привлекательная перспектива для области — стать центром интеграции науки и производства, центром притяжении инвесторов в зону льготного налогообложения, центром создания сети малых инновационных предприятий, разрабатывающих и производящих высокоточное оружие, космическую связь и системы управления и навигации. У нас для этого есть все возможности (проект «Ангара», точное машиностроение, квалифицированные кадры и вузы для их подготовки, еще не до конца разрушенная инфраструктура). Нужны воля, решительность и эффективное взаимодействие с Правительством России.

Что это дает населению Омского региона:

Привлечение около 10 миллиардов государственных и частных инвестиций. А это новые производства, новые рабочие места, закрепление талантливых инженеров и высококвалифицированных специалистов в регионе. В конце концов — дополнительные возможности для развития города и региона в целом за счет увеличения регионального бюджета. Омский регион имеет все шансы преодолеть депрессивные настроения и реально стать центром привлечения талантов, высокоэффективной занятости, престижным регионом, где каждый сможет увидеть свои перспективы.


  1.    Омский регион – самостоятельный регион, а не технологически-сырьевой придаток холдингов.

Омск должен изменить тенденцию превращения региона в сырьевой и технологический придаток крупных холдингов. Уходят налоги, решение о развитии принимаются по остаточному принципу и не в области. У меня есть программа возвращения крупных налогоплательщиков в регион, повышения самостоятельности омских предприятий, создания на базе омских предприятий самостоятельных субхолдингов и холдингов федерального уровня.

Необходимо поддерживать те предприятия, которые входят в кооперацию по единой производственной цепочке, когда за пределами области реализуется не сырье, полуфабрикаты, а готовые, в т.ч. и высокотехнологичные, продукты. Кому нравится – могут называть это кластерами. Я речь веду об производственно-технологических ассоциациях. Конечный продукт с омской маркой создаст имидж региона, привлечет новые инвестиции, возродит малый и средний бизнес. Не мы должны подстраиваться под федеральные сети, а они должны конкурировать за возможность войти в наш регион. Продукция с омской маркой будет поддерживаться в других регионах.

Что это дает населению Омского региона:

Таким образом, повышается налогооблагаемая база, и налоги остаются в области. Прирост доходов бюджета от этой программы — от 70 до 100 процентов за 5 лет. То есть практически удвоение. Это сократит безработицу в 2 раза (до естественного уровня). На этой основе будет создано не менее 5-ти крупных производств, в каждом их которых будет по 1-3 тыс. занятых.


  1.    Вернем Омску статус флагмана сельскохозяйственного региона.

Сельское хозяйство Омской области имеет все шансы стать флагманом России. Мы всегда славились сельхозпродукций. Эта основа создана при советской власти и достойна возрождения. Только на новой технологической основе. Вместо сырья необходимо производить высококачественную продукцию, конкурентоспособную на рынке Сибири, Урала, Дальнего Востока. У Омской области богатый опыт создания крупных комплексов Лузинский свинокомплекс, молокозаводы в райцентрах и др.). Экологически чистая продукция  — наше преимущество.

Для возрождения села надо последовательно воссоздать инфраструктуру: дороги, образовательные центры, медицинские учреждения, условия проживания и пр. Только тогда это затормозит отток населения из сельской местности. Фермерство и малое предпринимательство станут на селе опорой для инициативных и предприимчивых людей. Есть все основания для разработки и поэтапной реализации привлечения высококвалифицированных кадров в районы области. Надо только действовать последовательно, настойчиво и открыто.

Что это дает населению Омского региона:

В результате мы сформируем и восстановим инфраструктуру региона, повысим уровень жизни жителей области, что приведет к прекращению оттока населения из села. Развитие фермерства и предпринимательства позволит наладить производство высококачественной готовой сельскохозяйственной продукции и укрепить конкурентоспособность бренда «Сделано в Сибири». Численность занятых в сельском хозяйстве с советских времен сократилась в 4 раза, мы за 3 года увеличим долю занятых в сельском хозяйстве в 1,5-2 раза, поднимем объемы сельскохозяйственного производства на 60-70%.


  1.    Новые формы развития в районах Омской области  — залог успеха (туризм, корма, лесное производство, переработка, закрепление на селе, транспорт и т.д.)

Наши районы: Муромцевский (Пять озер) и Большереченский (Большереченский зоопарк, культурный центр «Старина Сибирская») известны по всей России. Северные районы имеют все предпосылки для развития туризма, который сейчас в зачаточном состоянии. Основной тормозящий фактор — это почти полное отсутствие инфраструктуры – плохие дороги, плохая транспортная доступность, неразвитый гостиничный комплекс. Крупные сельхозпредприятия помогают развиваться районам. Правительству необходимо всеми силами поддерживать такие предприятия, но вместо этого мы теряем крупных сельхозпереработчиков. В начале 2015 года обанкротилость одно из крупнейших мясоперерабатывающих предприятий Омской области – ООО «Сибирский деликатес», и ни чего не было сделано, чтобы его поддержать. Так, Москаленский район потерял свое градообразующее  предприятие, распродали и закрыли в 2013 году молокозавод в Исилькуле и т.д. — выросла безработица и ухудшилась вся социально-политическая ситуация в районах.

Я считаю, что нужно всеми силами помогать предприятиям на селе развиваться, нужно обеспечить их нормальными дорогами, финансовой поддержкой, сокращением бюрократической волокиты.

Что это дает населению Омского региона:

Развитие районов позволит увеличить туристические потоки более, чем в 2 раза, приведет к образованию как минимум еще 3-5 крупных сельскохозяйственный предприятий, обеспечивающих сферу туристических услуг. Увеличит количество рабочих мест на несколько тысяч, а также привлечет молодежь в районы.


  1.                Учитывая географическое положение Омской области, необходимо создать транспортную инфраструктуру с логистическим и коммуникационным центром для Евразийского пространства.

Территориальное и транспортное расположение Омской области – наше преимущество, которое дало толчок для развития в военные и послевоенные годы, что надо использовать и сегодня. Мы можем обеспечить формирование и сопровождение транспортных потоков с Северного морского пути и Транссибирской магистрали на юг в направлении Павлодара, Астаны, Кокшетау, Караганды, далее в Киргизию, Китай,  Индию и Пакистан. Тем самым объединить в единую систему сообщения со странами Евразийского союза и ШОС. Таким образом, в контексте уже принятых Правительством России решений о развитии Транссибирской магистрали как основы для транспортного сообщения и товародвижения между Дальним Востоком, Японией и Европейской частью, Омский мультимодальный логистический центр может стать центральным узлом по распределению потоков между всеми  направлениями. Омск находится в центре России и в центре ЕАЭС. Этот проект включает в себя строительство аэропорта, новой железнодорожной ветки, автодорог.

Что это дает населению Омского региона:

Это новые рабочие места. Это развитие малого бизнеса (каждый объект логистического центра требует транспортного обслуживание, объектов питания, гостиничного сопровождения, складского обеспечения и пр.). Это большие шансы для развития не только города, но и районных центров. Это создание транспортных коммуникаций (как мы устали от плохих дорог!). Развитие транспортной доступности областного центра для  населения районов — вплоть до восстановления системы местных авиалиний, субсидируемых проектом для направлений Тевриз, Усть-Ишим, Тара. Это – обновление автобусного сообщения, крах которого произошел в последние три года.


  1.    Омск – столица Евразийского Экономического Союза.

Омская область – центр Евразийского Экономического Союза

Евразийское сотрудничество – вектор экономического и политического развития России. Омск имеет все шансы стать центром, финансовой и экономической столицей формирующегося Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). Кто как не мы имеем право на такой статус: традиционно многонациональный регион, где нет межнациональных конфликтов, высокий уровень кооперации с другими регионами, территориальные преимущества. Не хватает воли и хорошо проработанной экономически и политически обоснованной концепции, понятной для всех участников Союза. Новое видение руководства России относительно Омской области как центра Евразийского сотрудничества требует оперативного принятия решений, взвешенной инвестиционной и межрегиональной политики, наличие прочных деловых контактов с Правительством России.

Что это дает населению Омского региона:

Превращение Омской области в столицу сотрудничества станет мощнейшим толчком формирования новых культурных проектов, создаст новые центры культуры и образования. Формирование столичных функций привлекает дополнительные инвестиции. Только за счет этого можно добиться роста экономики на 30%. Придание статуса стимулирует развитие транспортных коммуникаций, туризма, административно-финансовых структур. Будут созданы дополнительные рабочие места в сфере административного управления, культуры, образования, банковского сектора, в сфере услуг и транспорта.


  1. Для молодого поколения —  рабочие места, достойная зарплата, высокое качество жизни.

Молодежь – основа развития любого региона, его настоящее и будущее. Однако молодежь все больше ориентируется на переезд из Омской области, так около трети выпускников школ и вузов видят свои перспективы жизни вне Омской области, поскольку не видят здесь перспектив трудоустройства. Остро стоят вопросы обеспечения жильем, детскими садами. Программа обеспечения местами в детских садах реализуется за счет увеличения наполняемости детей в группах, что создает нетерпимые условия пребывания детей. При этом зарплата сотрудников детских садов остается экстремально низкой при повышении их нагрузки.

Я буду поддерживать те предприятия, которые реализуют современные системы управления, активно создают условия для молодежи, участвуют в их развитии. Программа «Моя семья – Мой микрорайон — Мой регион» будет включать комфортные условия проживания в молодежных микрорайонах: современное доступное через систему субсидирования молодежное жилье, современные детские площадки, культурную и развивающую среду, высокотехнологичные образовательные учреждения. Семья должна знать – в городе и регионе есть все условия для разнообразной культурной, спортивной и развлекательной жизни по доступным ценам. Тогда патриотизм будет не на словах, а станет реальной ценностью для целого поколения молодых.

Что это дает населению Омского региона:

Уровень миграции молодежи из Омской области снизится до 5%, а доля незанятой молодежи снизится до 3% (естественный уровень). На 75% снизится уровень преступности среди молодежи. На крупных и градообразующих предприятиях будут реализовываться специальные программы занятости и развития молодых кадров. Будут созданы молодежные микрорайоны с современной инфраструктурой. За 5 лет каждый двор будет обеспечен современными детскими площадками. В каждом микрорайоне будут созданы развивающие образовательные учреждения для детей. 100% детей будут иметь возможность посещать детские сады, условия воспитания в которых должны быть радикально улучшены как по наполняемости групп, так и по материальному обеспечению. Будет преодолен недопустимо низкий уровень оплаты труда сотрудников детских садов, детских образовательных учреждений.


  1.    Снятие бюрократических барьеров, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса.

Средний и малый бизнес рассматриваю как сферу, где талантливые и предприимчивые люди могут реализовать себя самостоятельно на благо региона. Сейчас наш средний и малый бизнес характеризуют как торговый и околобюджетный. Он испытывает беспрецедентное давление со стороны сетей и развивающихся бизнесов с других регионов. Контролирующие органы до сих пор не перестроились и видят в предпринимателях преимущественно потенциальных нарушителей.

В существующих сложных условиях я буду реализовывать программу, в которой приоритет будет отдан производственному малому бизнесу. Он должен развиваться на базе и в тесной кооперации с омскими производствами. Существуют расчеты, согласно которым вокруг каждого крупного предприятия могут возникать десятки малых и средних бизнесов.

К сожалению, реализуемые в регионе многочисленные программы поддержки бизнеса разрознены, голос предпринимателей не слышен при обсуждении проблем развития региона, мероприятия не создают современную инфраструктуру и условия, а направлены на локальные мелкие вопросы. Средства, вложенные на создание всевозможных бизнес-инкубаторов и консультационных площадок использованы неэффективно, не создано благоприятного предпринимательского климата.

В сфере услуг за последние 3 года позиции омских бизнесменов существенно ослабли по сравнению с конкурентами из других регионов. Мы должны сделать все возможное, чтобы наши местные предприниматели имели безусловный приоритет, смогли развиваться, выходя на рынки соседних регионов. У нас для этого есть все: люди, ресурсы, земля, потенциал инфраструктуры. Задача власти – способствовать этому процессу, создавать благоприятную инфраструктуру, полностью ликвидировать бюрократические барьеры. Сделать процессы регистрации, отчетности, развития и инвестиций абсолютно прозрачными, доступным для каждого предпринимателя. Чтобы не кумовство и клановость, не чиновники решали «быть или не быть», а сама прозрачная система давала такие возможности. Развитие специальных проектов позволит активизировать малый бизнес в сельских районах.

Что это дает населению Омского региона:

Количество предприятий малого и среднего бизнеса вырастет в 2,5 раза, что обеспечит рост бюджетных доходов и рабочих мест. Инициативные омичи смогут самостоятельно находить возможности для развития в регионе. Количество занятых на этих предприятиях вырастет в 2 раза. Будут сформированы производственные площадки, ресурсные центры коллективного пользования, технопарк, которые создают возможности для инновационных малых предприятий. В эту сферу может быть привлечено до 3 миллиардов рублей по федеральным и другим инвестиционным программам.


  1.  Омская система образования  — основа развития региона и привлекательная среда для молодежи России.

Омская область должна вернуть статус  ведущего образовательного центра России. Сейчас явно наблюдается отставание развития от других регионов системы высшего образования. Техникумы и колледжи готовят на плохой материальной базе специалистов, которые затем не могут трудоустроиться. Одна из причин – неспособность спрогнозировать потребность в кадрах. Новый Закон об образовании, при всех недостатках, позволяет на региональном уровне активно влиять на образование. Нынешняя власть не пользуется такой возможностью, не включается в государственные программы и специальные проекты с федеральным финансированием. Очевидны дублирование подготовки специалистов в вузах города, дефицит образовательных учреждений в районах области. Необходимо радикально пересмотреть такой подход. Мы имеем все возможности построить региональную систему, объединяющую школы, техникумы и колледжи, вузы и передовые предприятия в единый образовательный комплекс. Только тогда мы сможем  преодолеть тенденцию оттока молодежи и специалистов из Омской области (до 40% выпускников вузов хотят работать вне Омской области). Требуется формирование в каждой школе современных кабинетов, особенно по физике, химии, биологии, математике, информатике.

Что это дает населению Омского региона:

В каждой школе (особенно на селе) будет не менее 50% кабинетов на самом современном уровне. Будет создана в каждой районной зоне Омской области система базовых техникумов и колледжей, обеспечивающих подготовку специалистов для сельских районов. В Омске будет реализована схема создания отраслевых ресурсных центров по подготовке рабочих высокой квалификации (центры профессиональных квалификаций), объединяющие усилия региона, предприятий, корпораций и холдингов. В Омске должен появиться вуз федерального значения, ведущий подготовку кадров для развития Евразийского сотрудничества. Будет построен студенческий городок с современной инфраструктурой. В вузах и техникумах будет обучаться более 30% студентов из других регионов и стран. Студенческая среда будет способствовать формированию высокой культуры региона. Тогда каждая семья будет уверена, что их дети имеют все возможности получить высочайшее образование именно в нашем регионе, а после окончания обучения именно в нашем регионе найдут высокооплачиваемую перспективную работу.


  1.         «Черная дыра ЖКХ» останется в прошлом.

Качество предоставляемых услуг ЖКХ оставляет желать лучшего, подтверждением этого является тот факт, что больше половины управляющих компаний области не смогли пройти процедуру лицензирования.

Деньги горожан уводятся в оффшоры – часть компаний сферы ЖКХ зарегистрированы за территорией РФ, и именно в данных компаниях по результатам отчетности большая часть доходов уходит на неимоверно растущие управленческие расходы. В то время как износ фондов растет с катастрофической скоростью.

Город нуждается в капитальных ремонтах, но фонд капитального ремонта многоквартирных домов работает с многочисленными нарушениями: программа ремонта на 2014-2015г. сформирована ненадлежащим образом, например, дома включались в эту программу с нарушением требований федерального законодательства. Точно так же, с нарушениями, определялась и очередность домов для проведения ремонта. Прокуратура обнаружила, что в 2014 году реально ремонт был произведен лишь в семи домах, хотя в программу были включены 460 многоквартирных домов. В 2015 году ситуация только ухудшилась.

Я наведу порядок в этой сфере и сформирую органы общественного контроля за деятельностью компаний сферы ЖКХ, также возьму под свой контроль вопрос ценообразования тарифов для населения.

Что это дает населению Омского региона:

Качество работы управляющих компаний будет жестко контролироваться и станет эффективнее. Будет предложено внесение поправки в законодательство, запрещающей иностранным гражданам и компаниям владеть предприятиями жизнеобеспечения – что приведет к повышению управляемости этих компаний и к росту налоговых доходов. Фонд капитального ремонта многоквартирных домов также возьмем под контроль. Все дома, нуждающиеся в капитальном ремонте, а это 640 домов, будут отремонтированы в течение 2-х лет. Рост тарифов не будет превышать уровень инфляции и станет открытым и обязательным для обоснования для населения.